
1 – топливоподкачивающий насос; 2 – топливный фильтр; 3 – ТНВД; 4 – клапан дозировки; 5 – датчик давления топлива; 6 – топливная рампа; 7 – регулятор давления топлива; 8 – форсунки. Для начала немного о составе современных дизельных систем «коммон рейл» (Common Rail, CR), что переводится, как «общий путь». Это название система получила благодаря общей топливной рампе, откуда топливо подается к форсункам. Основное преимущество этой системы -весьма высокое давление топлива на всех режимах работы двигателя, что способствует лучшему смесеобразованию в камере и полному сгоранию. При относительно не высоком расходе топлива, система СR больше соответствует современным экологическим нормам, при этом автомобиль оборудованный CR зачастую динамичнее бензинового и имеет низкий уровень шума. Главным элементом системы CR является топливный насос высокого давления (ТНВД). Он обеспечивает подачу топлива под нужным давлением к топливной рампе. Уже в режиме прокрутки коленвала стартером ТНВД создает пусковое давление 350–400 бар. На минимальных оборотах холостого хода – до 500–600 бар, а при максимальной нагрузке – до 1300–1500 бар. Нужную величину обеспечивает регулятор, расположенный на корпусе ТНВД либо на рампе и управляемый электронным блоком управления двигателем. Получая информацию от датчика давления топлива, ЭБУ дает команды регулятору давления в рампе. По трубкам высокого давления топливо подается к форсункам, открывающимся под действием электрического сигнала. Есть два варианта конструкции – электромагнитная либо с пьезоэлементом. В пьезофорсунке напряжение подается на пьезокристалл, который мгновенно расширяется, оказывая воздействие на золотник, который в свою очередь сжимает пружину и поднимает иглу форсунки открывая путь топливу в камеру сгорания.
Восстановление работоспособности насоса следует производить в специализированной мастерской - с квалифицированным персоналом и
диагностическим оборудованием. Любая "кустарщина" здесь недопустима. Стоимость ремонта начинается от 10000 руб. и выше (в зависимости от
сложности). В некоторых случаях покупка нового насоса целесообразнее ремонта старого.
Очень часто на дизелях CR встречается проблема с запуском. На автомобилях с большим пробегом, виной этому нередко являются неисправные форсунки. Подтекание топлива через негерметичный клапан форсунки не позволяет понять давление топлива до пускового значения. Изношенные форсунки обычно меняются комплектом, хотя некоторые модели вполне ремонтопригодны.
Так же не стоит забывать о чистоте топливной системы. Своевременная и регулярная замена фильтров и промывка всей системы могут надолго отсрочить дорогостоящий ремонт.